Шахматная школа Байтика

04.06.2021

С 2015 года в «Байтике» работает самая настоящая шахматная школа под руководством тренера, которого любят всей душой и дети, и их родители.

Крылов Иван Владимирович, выпускник физического факультета МГУ, аспирант РАН, мастер ФИДЕ, чемпион Москвы среди юношей, чемпион Москвы в составе команды МГУ им. М. В. Ломоносова среди студентов, многократный победитель международных турниров.

Помимо преподавания в «Байтике», Иван Владимирович ведет открытый youtube-канал «ChessBytic», на который на момент публикации этого поста подписано около 1300 человек. В качестве комментатора освещает шахматные турниры на одном из крупнейших youtube-каналов о шахматах «Crestbook».

Сегодня Иван Владимирович ответил на несколько вопросов про работу его школы.

Добрый день! Расскажите немного подробнее о работе шахматной школы в «Байтике». Чему ребята учатся в течение учебного года?

У нас сформировано 4 группы, разделенные по уровню учеников: от начинающих до спортсменов со взрослыми разрядами. Каждая группа занимается по своей программе, так, например, начинающие шахматисты за этот учебный год изучили все правила игры, научились специальным упражнениям для развития внимания и оттачивания определенных навыков, необходимых для успешного ведения партий, приняли участие в турнире, который мы провели в конце учебного года. Остальные группы работали над комплексным улучшением своей игры, не буду вдаваться в подробности. Все – молодцы!

Выезжали ли ребята на турниры, куда? Какими успехами готовы поделиться?

Команда «Байтика» одержала победу на московском турнире, проходившем среди сборных детских технопарков Москвы. Есть личные победы у учеников старшей группы на нескольких московских турнирах.  В этом учебном году «Байтик» провёл два турнира для наших учеников, на Новый Год и в конце года учебного. В этих турнирах тоже есть победители В целом, год на турниры был скуден, карантинные ограничения затронули и шахматы, многие турниры были отменены или перенесены, поэтому активность в этом году у нас ниже, чем обычно.

Страшно подумать, но я сам последний раз играл в официальном турнире (вместе с несколькими учениками) в январе 2020-ого года в Орше, Беларусь. С тех пор прошло уже полтора года, а мы только-только возвращаемся к привычной жизни. В 2019-ом ездили с учениками на международный турнир в Кострому («Кубок Волги», один из крупнейших турниров в России, более 700 участников), в Оршу и Гродно (Беларусь), в 2018 году принимали участие в турнире в Анапе. География обширная, мы бы ездили ещё чаще и даже дальше, желающих очень много, но «вас много, а я один», физически не получается везде успеть.

Поделитесь своим мнением, что могут дать шахматы ребенку, какие навыки развивают?

Буду отвечать честно и развернуто, у меня позиция несколько отличается от общепринятой. Все эти «умение просчитывать действия на несколько шагов вперёд» и тому подобные вещи, конечно, присутствуют. Но, как минимум, эти клише необходимо раскрыть.

Первое, что развивают шахматы, это внимание. Ребёнок постепенно учится фокусироваться на конкретной задаче, будь то решение упражнений или партия со сверстником.

Второе, это привычка регулярно прикладывать усилия для достижения результата. Я даю ученикам домашние задания, которые необходимо регулярно выполнять, чтобы не отставать от группы. Обычно, если эти задания не выполняются учеником, остальные ребята в группе начинают играть всё сильнее, и просто обыгрывать «лентяя». Заканчивается это тем, что не выполнявший домашних заданий ученик уходит из группы, потому что ему становится не интересно.

Третье: умение считаться с тем, что не всегда всё бывает так, как хочется. Сколько же учеников заканчивают первую проигранную партию со слезами на глазах! Учитывать действия соперника, на мой взгляд, чрезвычайно полезный навык, который замечательно проецируется на взрослую жизнь.

При более глубоком занятии шахматами улучшается память (необходимо запоминать многие типовые идеи и дебютные варианты), развивается критическое мышление.

Шахматы – это интеллектуальный спорт. Психологические качества, присущие «классическим» спортсменам, у шахматистов обычно развиты даже лучше, так как деятельность шахматиста связана с постоянной мозговой активностью, это, что называется, держит мозг в тонусе.

Занятия в наших группах хоть и серьёзные, но в младших группах проходят преимущественно в игровой форме, подразумевающей постоянное общение учеников друг с другом и с педагогом. Это развивает навыки коммуникации, ребята учатся выступать перед публикой, задавать вопросы и грамотно на них отвечать.

С какого возраста можно посещать курсы?

Коротко отвечаю: набор идёт с 5 лет. Были случаи, когда брали детей даже младше этого возраста, но исключительно по итогам предварительного знакомства и небольшого собеседования.

Какие у вас планы на лето?

Неопределённые. Что будет точно: в июне продолжаем занятия с ребятами, которые учились в течение учебного года, готовимся к выездным турнирам.

Что под вопросом: поездка в Кострому в начале июля, есть вопросы с эпидемиологической обстановкой, нет официального подтверждения, что турнир состоится. Аналогичная ситуация с летними турнирами в Петрозаводске и Петербурге, ждём.

Если турниры всё-таки состоятся, на каждый из них поедут 5-7 ребят, именно с таким количеством получается работать в течение турнира без потери качества. Туризм туризмом, но спортивные результаты никто не отменял.

Огромное спасибо, Иван Владимирович!



Оставайтесь в курсе

Присылаем только важные события


Нашли ошибку?


Отправить